Сфера общепита развивается с каждым годом – всё больше людей предпочитает питаться вне дома (иногда это продиктовано и рабочей необходимостью), открывается всё больше кафе, баров, кофеен и ресторанов.
Особняком в этом ряду стоят летние кафе – несмотря на выраженную сезонность работы, их количество также увеличивается. В маленьких городах они остаются излюбленным местом проведения досуга, в крупных – помимо обычного формата, специализируются на корпоративных мероприятиях, проведении встреч, выездном обслуживании, бизнес-ланчах.
Как открыть? Разрешения и необходимые документы

Открытие летнего кафе «с нуля» - дело хоть и хлопотное, но вполне реальное. Что нужно сделать? Чтобы разместить кафе в нужном месте, потребуется разрешение государственных органов (для его оформления нужно предоставить договор аренды или документы о собственности). Если планируется строительство, требуется целый пакет документов (разрешение, право собственности или аренды на земельный участок и многое другое), а по окончанию работ здание вводят в эксплуатацию и получают свидетельство о праве собственности.
- Во-первых, следует зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить свидетельство о регистрации юридического лица. Выбор формы зависит от многих факторов – например, от того, планируете ли вы продавать крепкий алкоголь: лицензия на его реализацию выдается региональным лицензирующим органом на срок от 1 до 5 лет только обществам с ограниченной ответственностью, а пивом можно торговать и без лицензии (в этом случае можно оформиться в качестве ИП). Кроме того, необходимо зарегистрировать в ИФНС свои кассовые аппараты.
- Сотрудников нужно официально трудоустроить (при этом они должны иметь медицинские документы), на работников-иностранцев потребуется разрешение миграционной службы.
- Затем следует получить разрешение от санитарно-эпидемиологического надзора и противопожарной охраны – они должны проверить соответствие помещения и оборудования нормативам.
- В повседневной работе летнего кафе необходимо иметь документы, подтверждающие качество продуктов, рецептуры и технологические карты, журналы по уборке помещений и инвентаря, а также книгу отзывов и предложений.
Местоположение
Залог успеха летнего кафе – правильное месторасположение. Главное, на что следует ориентироваться – высокая проходимость, поэтому лучше выбрать место вблизи оживленной улицы. Внешний вид заведения должен соответствовать условиям, предъявляемым администрацией города (интерьер, вывеска, подсветка благоустройство окружающего пространства – всё это нужно грамотно увязать с дизайном городской среды).
Выбор типа летнего кафе
В зависимости от внешнего оформления, различают несколько видов летних кафе – стеклянные павильоны, пристенные кафе, «самолёты» и «фламинго», террасы и кафе на подиумах.
Стеклянный павильон

Самая надёжная и устойчивая конструкция - стеклянный павильон на металлическом каркасе. В качестве пола монтируют подиум, на каркас устанавливается остекление крыша – тентовая из ПВХ.
Стеклянные павильоны хорошо защищают от ветра, холода и осадков, и при необходимости могут функционировать не только в летнее время, но и круглый год (достаточно лишь установить мощные обогреватели).
Пристенное кафе
Пристенное кафе располагается вплотную к зданию, благодаря чему расходы на обустройство и аренду существенно снижаются. Каркасно-тентовая конструкция крепится к фасаду, быстро и легко разворачивается и убирается, недорогая и мобильная – именно эти преимущества обращают на себя внимание тех, кто планирует открыть кафе на лето.
Кафе «самолёт»
«
Самолёт» - особая конструкция летнего кафе, визуально напоминающая летательное средство. Она представляет собой два модуля с подиумом и декоративными ограждениями, навес из 4-х маркиз надёжно защищает от солнца и дождя. Благодаря простому и быстрому монтажу (сборка занимает всего полтора часа), устойчивой платформе и ограждениям, хорошей функциональности и мобильности кафе-«самолёты» широко востребованы и пользуются заслуженной популярностью.
Кафе «фламинго»

«
Фламинго» - ещё один вариант кафе, стоящего обособленно от других зданий. Свое название получил за схожесть внешнего вида с профилем одноименной птицы. Каркас в кафе «фламинго» представляет собой металлическую конструкцию, на которую крепятся выдвижные маркизы, в качестве пола выступает подиум, а ограждением служат специальные грузовые ящики, которые декоративно оформляют или используют как цветочные клумбы. К преимуществам «фламинго» относят легкость сборки, дешевизну, возможность создания конструкций разной длины и ширины.
Кафе на подиуме
Подиум – настил, определяющий границы и создающий ровную поверхность. Такой настил позволяет сохранить тепло и сухость в непогоду. В качестве подиума могут выступать различные материалы (пластик, фанера, металл и другие).
Терраса с ограждением
Терраса – открытое помещение в виде пристройки с крышей. Как правило, она имеет ограждение и пол, а одна из сторон опирается на фасад здания. Оформление летнего кафе в виде террасы – один из самых распространенных вариантов.
Персонал

Лицо заведения, работающего в сфере обслуживания – его персонал. Сотрудники летнего кафе должны быть опытными, приветливыми, располагающими к себе – ведь посетители приходят не просто вкусно поесть, но и получить приятные впечатления и высокий уровень обслуживания. Для стабильной бесперебойной работы заведения нужны администратор, официанты, уборщики, повара. Подбирая их, обратите внимание на:
- профессиональный опыт (включая навыки работы с оргтехникой – кассой, POS-терминалом и прочей);
- доброжелательность и коммуникабельность;
- наличие санитарной книжки со «свежим» медосмотром.
Оборудование
Выбор оборудования для летнего кафе определяется его форматом – если это заведение стритфуд, предлагающее сосиски в тесте и пончики для перекуса на бегу, потребуется аппарат для их изготовления. В кофейне нужны специальные витрины, кофейные машины, термопоты, а в пляжном кафе – холодильники для мороженого. Производители предлагают множество вариантов на все случаи жизни: СВЧ-печи, жарочные шкафы, холодильники, нейтральные и холодильные витрины, гриль, аппараты для производства пончиков, фритюрницы, чайники, кулеры для воды. Также нужно купить кассовые аппараты и терминалы оплаты, разделочные столы и стойку для оформления заказов. Отдельная статья расходов – мебель. В зависимости от концепции заведения, она может быть пластмассовая (недорогая и функциональная) либо металлическая и деревянная (более презентабельная, долговечная, но вместе с тем и дорогая).
Реклама и продвижение
Без рекламы сложно представить бизнес – она дает возможность заявить о себе в условиях жесткой конкуренции, приносит доход и развивает. Какие формы рекламы доступны в летнем кафе?
Вывеска

Вывеска – важнейший инструмент рекламы. Она привлекает внимание, заявляет концепцию кафе и демонстрирует его статус. На вывеске можно опубликовать заманчивое предложение или сообщить о новинках, указать режим работы и контакты.
Специальные предложения для бизнес-ланча
Бизнес-ланч позволяет «занять» дневное время заведения и получить дополнительную прибыль за счёт заполнения зала офисными работниками в часы обеда. Конкурентным преимуществом может стать особое меню, по-настоящему быстрое обслуживание, адекватная стоимость комплексных заказов (не в ущерб качеству).
SMM
Продвижение в социальных сетях уже давно стало мощным инструментом для увеличения продаж, и летние кафе здесь – не исключение. Ведение страниц в Instagram, VK, FB, красивые фото еды и интерьера, правильные, «работающие» хештеги, отзывы, анонсы, конкурсы и полезная информация – всё это привлекает новых клиентов и заинтересовывает уже имеющихся.
Мероприятия

Один из способов рекламы летнего кафе – это проведение различных мероприятий. Выездное обслуживание, всевозможные пикники, семейные завтраки, дни летних блюд, дегустация новых десертов и многое другое - всё зависит лишь от фантазии владельца.
Приблизительный расчёт окупаемости
Как быстро окупается летнее кафе? Давайте примерно подсчитаем:
- Для старта потребуется примерно 570 тыс. руб.
- Ежемесячная выручка составит около 360 тыс. руб.
- Затраты складываются из производственных издержек, налогов, оплаты труда – суммарно это около 150 тыс. руб.
- Прибыль в этом случае равна примерно 210 тыс. руб.
Несложно посчитать, что срок окупаемости составляет приблизительно 3 месяца, а рентабельность – более 1000%!
Когда стоит начать планирование?
На открытие летнего кафе требуется некоторое время – нужно успеть собрать необходимые документы, оформить имущественные отношения, закупить оборудование, продумать меню и вопросы кухни, получить лицензию на продажу спиртного, подобрать персонал. Оптимально приступить к работе до начала сезона, чтобы в первые теплые дни ваше кафе или веранда ресторана были полностью готовы к приему гостей. Важнейший вопрос – как оформить и организовать пространство – проще всего решить, заказав мобильные конструкции (навесы, шатры, перголы) в компании, которая специализируется на их изготовлении. В Санкт-Петербурге и Москве бесспорный лидер рынка – компания «Маркиза», и вот почему:
- 14 лет успешной работы и тысячи довольных клиентов говорят сами за себя.
- Заказы выполняются «под ключ» - от разработки макета до установки и гарантийного обслуживания проходит не более 3-х недель.
- «Маркиза» предлагает огромный ассортимент материалов, а собственное производство позволяет воплотить в жизнь любые проекты.
- Компания имеет дилерские центры, осуществляет доставку по всей стране.
«Маркиза» - сделайте ваше летнее кафе красивым и удобным!